Документы кадастра недвижимости: особенности их получения
У каждого человека может возникнуть необходимость в получении копии
документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости были
внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). О том, как
это сделать, рассказала начальник отдела ведения архива филиала ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Кировской области Веселкова Светлана Анатольевна.
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) создан в соответствии
с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной
регистрации недвижимости" (далее — Закон о регистрации). ЕГРН
объединяет данные, хранившиеся ранее в разных реестрах: едином
государственном реестр прав (ЕГРП) и государственном кадастре
недвижимости (ГКН).
Итак, давайте разберемся, какие копии документов, и в какой форме могут
быть предоставлены заинтересованному лицу по его запросу.
Такими документами могут быть документы, напрямую перечисленные в форме
запроса о предоставлении сведений ЕГРН, которая утверждена приказом
Минэкономразвития РФ от 23.12.2015 №968, например, копии межевого,
технического планов, акта обследования, подтверждающего прекращение
существования объекта недвижимости, разрешения на ввод объекта в
эксплуатацию, документа, подтверждающего принадлежность земельного
участка к определенной категории земель, разрешенное использование
земельного участка, здания, сооружения, помещения, документа,
подтверждающего изменение назначения здания или помещения, документа,
содержащего сведения об адресе объекта недвижимости или сведения о его
кадастровой стоимости.
Во-вторых, это может быть копия документа, устанавливающего
(подтверждающего) права на ранее учтенный объект недвижимости. При этом
следует отметить, что копия данного документа предоставляется только в
случае, если сведения об объекте недвижимости были внесены в ГКН именно
на основании этого документа, а не на основании каких-либо иных
документов.
Помимо правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов заявителю
могут быть предоставлены копии других документов, на основании которых
сведения об объекте недвижимости были внесены в ГКН, к таким документам
относятся инвентаризационные и оценочные описи.
В-третьих, судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве
дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями,
могут быть предоставлены копии иных документов, помещенные в реестровые
(кадастровые) дела объектов недвижимости. Особо следует подчеркнуть,
что физические, юридические лица, а также органы власти не обладают
правом на получение копий таких документов из реестрового
(кадастрового) дела.
Следует обратить внимание на то, что с 01.01.2017 г. сведения в виде
копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН,
относятся к сведениям ограниченного доступа и предоставляются только
самим правообладателям и (или) их законным представителям, а так же
иному исчерпывающему перечню лиц определенному ст. 62 Закона о
регистрации.
Для получения сведений ограниченного доступа к запросу необходимо
приложить документы, подтверждающие право заявителя на получение таких
сведений в соответствии с п.43 Порядка предоставления сведений.
По желанию заявителя копия документа может быть предоставлена как на
бумажном носителе, так и в электронной форме. При этом документ в
электронной форме заверяется электронной цифровой подписью сотрудника
Филиала Кадастровой палаты, следовательно, имеет такую же юридическую
силу, что и бумажный документ.
Получить вышеуказанные документы можно при личном обращении в
многофункциональном центре предоставления государственных и
муниципальных услуг (МФЦ) либо путем направления запроса по
утвержденной форме в Филиал Кадастровой палаты посредством почтового
отправления. Срок предоставления копий документов не может превышать
трех рабочих дней со дня получения запроса.
В заключении остается напомнить, что за предоставление копий документов
с физических и юридических лиц взимается плата, размер которой
установлен приказом Минэкономразвития РФ от 10.05.2016 N 291.
В зависимости от типа и формы требуемого документа она составляет от
150 до 950 рублей для физических лиц и от 300 до 4500 рублей для
юридических лиц. Так, плата за копию межевого или технического плана в
виде бумажного документа для физических лиц составляет 950 рублей, в
электронной форме - 500 рублей. Из приведенного примера очевидно, что
копии документов в электронной форме обойдутся заявителю гораздо
дешевле, чем эти же документы, но изготовленные в бумажной форме.
Светлана Анатольевна Веселкова,
начальник отдела ведения архива